Посол Германии: выборы в Европарламент не повлияют на отношения ЕС и Беларуси

Выборы в Европарламент и последующие за ними выборы председателя Еврокомиссии не повлияют на отношения Беларуси с Евросоюзом. Об этом 25 мая в интервью для Naviny.by заявил посол Германии в Беларуси Вольфрам Маас.

— Господин посол, могут ли после выборов в Европарламент и обновления состава Еврокомиссии измениться отношения Беларуси и ЕС?

— Если смотреть на суть вопроса, то я не думаю, что европейские выборы окажут серьезное влияние на белорусско-европейские отношения. Проблемы, которые существует между ЕС и Беларусью, хорошо известны и абсолютно не зависят от состава Еврокомиссии, Европарламента или даже Совета ЕС. Перспективы и возможности отношений также хорошо известны и не зависят от состава руководящих органов Евросоюза.

— Есть мнение, что проект «Восточное партнерство» находится в кризисе: некоторые его участники открыто заявили о повороте на восток, другие подписали или готовятся к подписанию соглашений об ассоциации с ЕС. Официальный Минск предлагал пересмотреть инициативу с тем, чтобы диверсифицировать подходы к участникам. Возможен ли такой пересмотр после европейских выборов?

— Нужно понимать, что такое «Восточное партнерство», его можно сравнить с сожительством. У Евросоюза на востоке есть ряд стран: разного размера, с разной историей, разными устремлениями — но, тем не менее, они все наши соседи. А значит, наш интерес в том, чтобы ситуация в этих странах развивалась в стабильном, позитивном ключе. Это означает, в том числе, стабильную политическую систему, которая развивается в направлении экономического процветания.

Для нас также важно, чтобы ситуация с правами человека в этих странах соответствовала определенным стандартам, которые мы считаем панъевропейскими. У нас есть европейские организации, как ОБСЕ, в которую мы все входим. Мы все члены ООН, где мы являемся сторонами пактов о гражданских, политических, экономических правах. Мы считаем, что нельзя быть хорошим соседом и в то же время закрывать глаза на ситуацию в соседних странах. А значит, эти вопросы всегда будут обсуждаться. Но они будут обсуждаться в открытом формате.

«Восточное партнерство» не значит, что кто-то с нами или против нас. Оно призвано наладить диалог с соседями. И в этом смысле, я должен сказать, что не вижу большой проблемы в том, что некоторые страны имеют тесные связи с другими странами, а другие в перспективе хотят стать членами ЕС. Это решение, которое каждая страна, в конце концов, должна принять сама.

Лично я считаю, что стремление к членству в ЕС — хорошая идея, потому что до сих пор я не видел ни одной страны, которая бы присоединилась к ЕС и в которой жизнь не стала бы лучше в среднесрочной или долгосрочной перспективе.

— В 2008 году после российско-грузинской войны ЕС начал более активно сотрудничать с соседями, иногда закрывая глаза на проблемы с правами человека. В результате, отношения с Беларусью были на какое-то время разморожены. Возможно ли, что в связи с российско-украинским конфликтом ЕС снова смягчит позицию по Беларуси?

— Я не политик, я не разрабатываю план действий, а реализую его как госслужащий. Но лично я считаю, что нет большого смысла идти на уступки по вопросу ценностей. ЕС часто заявляет, что это организация, которая базируется на общих ценностях. И я в это верю. А отстаивать ценности — означает стоять на своем даже, когда условия вокруг неблагоприятны.

Поэтому я не вижу пространства для компромисса в вопросе ценностей. Мы в долгу перед самими собой и нашей репутацией. Мы должны отстаивать то, на чем основан Евросоюз.

— Даже когда безопасность под угрозой?

— А что значит «безопасность под угрозой»? Единственная причина защищать нашу систему — это защищать ее ценности. Какой смысл защищать их, одновременно от них отказываясь? Это две стороны одной медали. Мы хотим жить безопасно, но в мире, определяемом ценностями, в которые мы верим.

Артем Шрайбман, Naviny.by 

Нацыянальная платформа Форума грамадзянскай супольнасці Ўсходняга Партнёрства