«Восточное партнерство» состоится при адекватном формате вовлечения стран-аутсайдеров

Беларусь, Армения и Азербайджан должны быть представлены в «ВП» не только на уровне взаимоотношений чиновников, но и других заинтересованных сторон в обществах этих стран.

Накануне саммита в Риге со стороны представителей беларусского гражданского общества особого оптимизма в прогнозах не звучало, по окончании форума оценки зачастую стали еще более пессимистичные — как в европейской прессе, так и в медиа стран-участниц проекта. Но, как отмечает генеральный директор Международного консорциума «ЕвроБеларусь» Влад Величко, излишне драматизировать ситуацию не стоит — это был рабочий, без лишних ожиданий и сюрпризов саммит «Восточного партнерства», хоронить инициативу на основании этого рабочего, а потому не особенно яркого мероприятия, не стоит.

Влад Величко в интервью Службе информации «ЕвроБеларуси» подчеркивает, что «беларусская общественность особенных ожиданий от Рижского саммита не испытывала, скорее, гражданское общество Беларуси ожидало пролонгирование участия Беларуси в «Восточном партнерстве» как страны». Было важным, говорит Влад Величко, не потерять эту беларусско-европейскую рамку деятельности на национальном и международном уровне.

Ожидались четкие заявления по развитию программы в будущем, что Украине, Молдове и Грузии будут даны дополнительные сигналы в отношении их европерспектив, «эти сигналы, видимо, носят дипломатический характер, процесс идет по своим законам, по своей динамике, поэтому никаких особенных сюрпризов на саммите не было». Хотя «страны не получили какие-то особые предложения, что объясняется усложнившейся ситуацией в регионе и проблемами самой Европы».

Влад Величко не согласен с оценками «ВП» как программы на грани закрытия. «Действительно, инициатива разделилась на два блока: страны-лидеры и страны-аутсайдеры, но не стоит забывать, что ни в одной из этих стран (как среди лидеров, так и среди аутсайдеров) не было проведено никакой процедуры волеизъявления народа по поводу того, в какую сторону развиваться стране — в сторону европеизации и постепенного сближения с Европейским союзом, либо в сторону Евразийского союза и, следовательно, ухода в зону интересов России, — отмечает Влад Величко. — Все это решают на сегодняшний день политики, делая, по большому счету, голословные заявления, которые, скорее, ориентируются на политическую конъюнктуру». «Поэтому я лично считаю, что повестка дня «Восточного партнерства» никуда не делась, а стала даже более насыщенной. Другое дело, что для ее исполнения необходим иной уровень политических амбиций, дерзости и желания действительно работать с теми вопросами, которые находятся в фокусе внимания», — сказал гендиректор «ЕвроБеларусь».

Влад Величко отмечает, что за период между саммитами в Вильне и Риге официальный Минск «простоял на месте: никак нас не оправдывает в этом смысле какая-то роль посредника или хозяев площадки для переговоров по украинскому кризису». «Мы потеряли эти почти два года, потому что даже озвученная на саммите в Вильне идея упрощения визового режима находится там же, где и находилась. Хотя, насколько мне известно, идет определенная экспертная работа, и мы можем ожидать, что все-таки в ближайшие месяцы улучшение в этой ситуации наступит. Однако это такое незначительное улучшение, которое можно сравнить с прозрачными урнами для голосования в ситуации отсутствия реальных выборов. Поэтому радоваться таким маленьким прогрессам в ситуации «Восточного партнерства» для Беларуси не приходится — ситуация развивается гораздо быстрее, чем то, что мы выдаем за какой-то прогресс», — сказал Влад Величко.

По его мнению, «будущее «Восточного партнерства» как цельной программы возможно только тогда, когда для трех стран-аутсайдеров будет предложен в том числе адекватный формат вовлечения не только на уровне государств, но и на уровне других заинтересованных сторон в обществах этих стран: гражданского общества, бизнес-элит, академического сообщества и т. д. Возможно, это откроет второе дыхание инициативы».

Фото — Алексей Казлюк

Нацыянальная платформа Форума грамадзянскай супольнасці Ўсходняга Партнёрства